Педагогическая абилитология души: художественно-эвристический подход к проблеме

Рубрика: «Новые горизонты теоретического знания»
Гриднева Татьяна Валерьевна,
и. о. руководителя ГБУ НСО «Областной методический центр абилитационной педагогики»,
Лисиченко Ольга Вадимовна,
кандидат медицинских наук, врач-генетик, общественный консультант ГБУ НСО «Областной методический центр абилитационной педагогики»,
Боровиков Леонид Иванович,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКИПРО, научный руководитель «Областного методического центра абилитационной педагогики»,
г. Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТОЛОГИЯ ДУШИ:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ
О феномене абилитации, самых различных способах эффективного выстраивания процесса взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) с детьми, имеющими средние, тяжёлые и множественные формы нарушения социально-психического и психофизического развития к настоящему времени написано немало обстоятельных статей и книг, ждущих, на наш взгляд, своего дальнейшего междисциплинарного, метадисциплинарного и трансдисциплинарного осмысления (Л.А. Аксёнова, Л.О. Бадалян, М.К. Бардышевская, М.В. Бородин, В.К. Зарецкий, И.С. Константинова, Н.А. Рачковская, А.В. Семинович, Е.В. Соколова, Л. Толкач, А.В. Цветков, И.П. Чепурышкин и др.). Результаты выполненного нами многомерного критического анализа представленных в печати теоретических и методических работ, обращённых к обоснованию специфических принципов, путей, средств, форм и методов эффективной педагогической регуляции абилитационных взаимоотношений детей и взрослых убеждают, что к настоящему времени всё более явственно даёт о себе знать тенденция к профессионализации вариативных систем успешной абилитационной деятельности, системно-структурной дифференциации путей и способов эффективной работы с абилитируемыми детьми по следующим трём областям научного знания: во-первых, медицинской, во-вторых, психологической и, в-третьих, педагогической. Соответственно, пусть с весьма высокой степенью условности, можно сегодня вести речь о медицинской абилитации, об абилитации психологической и об абилитации педагогической.
Стихийно происходящая дифференциация содержания абилитационной теоретико-практической деятельности, попытки приведение такого содержания в соответствие с устоявшимся, по существу дела классическими, научными канонами медицинского, психологического и педагогического знания совершенно не исключает, а, напротив, предполагают проведение более широкого, обобщающего, интегративно-аналитического комплекса исследований, связанных с логически последовательным выходом опытно-поисковой работы в сферу сначала междисциплинарных, затем метадисциплинарных и, наконец, трансдисциплинарных научных поисков, а значит выхода на путь создания максимально ёмких прогностически ориентированных методико-педагогических схем, технологий, моделей и парадигм качественно нового поколения. Действуя именно таким образом, стремясь продолжить традиции педагогической антропологии, заложенные К.Д. Ушинского, мы вышли в течение ряда последних лет на теоретическое и экспериментальное обоснование целесообразности введения в современный научный оборот трансдисциплинарной по своему духу категории «Педагогическая абилитология детства».
Трансдисциплинарность (синоним – мультидисциплинарность, либо интердисциплинарность) в данном случае определяется нами как особый принцип организации интегративного научного знания, открывающий широкие возможности для взаимодействия учёных, представителей частных научных дисциплин при решении особо сложных комплексных проблем в сфере прикладного человекознания, что позволяет, как мы смогли убедиться, высококомпетентным учёным-профессионалам выходить за рамки «своих» научных дисциплин, не боясь быть обвинёнными в вульгарном дилетантизме. К счастью, город Новосибирск в достаточной мере располагает учёными такого ранга, такой предельно высокой квалификации. Мы, конечно же, в меру имеющихся исследовательско-методических сил и ресурсных человеческих возможностей воспользовались этим обстоятельством.
«К обширному кругу антропологических наук, - писал в предисловии к I тому своей «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинский, - принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека, и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются, группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека» [1, с.170]. Понятно, что для раскрытия глубинной трансдисциплинарной сути категории «Педагогическая абилитология детства» в хронологически короткий отрезок времени крайне трудно, почти невозможно реализовать комплекс метадисциплинарных и трансдисциплинарных по своему стратегическому замыслу исследований, охватывающих указанный Константином Дмитриевичем Ушинским обширный перечень научных дисциплин. Поэтому мы ограничились в своих стартовых концептуально-методологических и опытно-экспериментальных действиях только лишь дисциплиной «Генетика человека» (научная школа новосибирского учёного-энциклопедиста В.П. Казначеева) и дисциплиной «Психология искусств», а точнее говоря предметно конкретизированным концептом «Общероссийская школа синтеза искусств», непосредственно представленным именами Б.Г. Ананьева, В.В. Кандинского, Г.Н. Кечхуашвили, Е.И. Кириченко, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Д.С. Лихачёва, В.В. Медушевского, Е.С. Муриной, Б.С. Мейлаха, И.Г. Ревзина, Д.В. Сарабьянова, В.П. Толстого, П.М. Якобсона и др.).
Сверх того, в городе Бердске (Новосибирская область) в течение одного учебного года на базе городского Центра дополнительного образования и психологического сопровождения нами был подготовлен и проведён поисковый педагогический эксперимент по отработке рабочего содержания элективного методического курса для педагогов дополнительного образования «Введение в психогенетику». Научный руководитель данного проекта - врач-генетик О.В. Лисиченко, кандидат медицинских наук [2].
В процессе введения в активный научный оборот базовой категории «Педагогическая абилитология детства», непосредственно связанной нами с отработкой художественно-эвристического подхода к выдвинутой проблеме нам потребовалось осуществить ряд следующих теоретико-аналитических и экспериментально-практических действий.
Так, нам представлялось необходимым первоначально обратиться к уточнению предметно-дисциплинарного содержания категории «душа». Действительно, «Современный психологический словарь» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, характеризуя основные общемировые тенденции становления научной психологии, указали, что «с началом периода экспериментальной психологии душа оставалась лишь номинальным предметом психологии. Стремясь уподобиться естественным наукам, её действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала душой ради объективности науки. Не отрицая существования души, но воздерживаясь от её адекватного изучения, психологи-исследователи фактически передали пальму первенства на исследование феномена души по ведомству философии, религии и искусства» [3, с. 109-110]. Мы попытались в полной мере использовать данное обстоятельство в русле разрабатываемой нами абилитационной художественно-эвристической проблемы.
Осуществляя в период с 2003 года в рамках выполнения государственного муниципального задания исследовательскую деятельность по обобщению авторского художественно-эвристического опыта талантливого новосибирского педагога-абилитолога А.И. Бороздина (1937-2021) корпус опытных, специально профессионально подготовленных на базе НИПКиПРО (кафедра педагогики, воспитания и дополнительного образования) методистов «Областного методического центра абилитационной педагогики» обнаружили объективно фиксируемые признаки всё более нарастающей метадисциплинарности и трансцендентности в структуре успешно реализуемой в течение более трёх последних десятилетий целостной системы выстраивания конструктивных абилитационных отношений детей и взрослых. Был сделан итоговый концептуальный вывод о том, что многолетняя авторская абилитационная практика творчески настроенной команды А.И. Бороздина оказалась намного впереди постепенно вызревающей теории вопроса. Почему это произошло?
«Утрата души, - справедливо утверждают В.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко, - для психологии небезопасна. Она расплачивается за неё перманентными кризисами, доминантой которых является неизбывная тоска по целостности психической жизни. В поисках этой целостности перебираются различные методологические принципы (вроде принципов детерминизма или системности), ищутся единицы анализа, «клеточки», из которых выводимо всё богатство психической жизни. Безрезультативность подобных поисков заставляет возвращаться к душе, размышлять о её функциях и возможной онтологии» [2, с.110]. В качестве наглядной иллюстрации малопродуктивности такого рода методологических усилий приведём учебник, подготовленный на психологическом факультете МГУ им. М.В, Ломоносова (авторы – доктора психологических наук Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов), где в чисто академической манере обсуждается принцип редукции неопределённости, принцип детерминизма, принцип дополнительности, принцип обратного развития и др.
Мы позволили себе предположить, что «золотой век» психологии сегодня мало-помалу сходит на нет, а на передовую линию долгосрочных российских перспектив эффективного развития практической педагогики вступила креативная, либо, другими словами, прикладная эвристическая наука, представленная в теории и истории отечественного образования всемирно известными именами Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, А.В. Хуторского, а в сибирской региональной научно-педагогической школе именами О.С. Газмана, В.С. Гребенникова, О.А. Казанского, А.А. Католикова, Н.А. Капишникова, А.Н. Кирилина, Л.Л. Сикорука и др. Причём в педагогике подобного рода вступают в силу, так сказать, «законы больших чисел», когда принципы, условия, способы и механизмы эффективного практического выстраивания целостных, гармонично сбалансированных методических систем обнаруживаются только лишь по прошествии двух-трёх, а то и более десятилетий. Абилитационная педагогическая система талантливого педагога-музыканта А.И. Бороздина, существующая вот уже более трёх десятков лет яркое тому подтверждение. Специфика выстраивания целостных динамичных абилитационных взаимоотношений детей и взрослых, имеет конечно же важное значение, но тем не менее не исключает и наличие, и даже обязательное присутствие концептуально сближающих элементов в реализации художественно-эвристического подхода.
Обратимся к показательному примеру. В течение почти целого десятилетия мы пытались под разными углами зрения объяснить своеобразную загадку творческого опыта А.И. Бороздина, который максимально успешно работая два десятилетия с музыкально одарёнными детьми в Детской музыкальной школе новосибирского Академгородка, затем «резко сменил курс» и, как оказалось, логически последовательно создал свою собственную авторскую модель педагогической абилитации, причём, как понятно любому педагогу-практику, модель весьма и весьма далёкую от того типа одарённости, с которым он непосредственно имел дело в музыкальной школе. Объективности ради заметим, что все наши рабочие гипотезы, конечно же, имели отношение к существу дела. Но когда мы попытались сопоставить творческий педагогический опыт талантливого отечественного педагога С.Т. Шацкого (кстати, по свидетельству многих современников, высокоодарённого музыканта, ставшего в последние годы жизни ректором Московской консерватории) с опытом выпускника Новосибирской консерватории, Заслуженного работника культуры А.И. Бороздина, то мы неожиданно для себя нашли исчерпывающий ответ на интересующий нас вопрос. Кратко поясним сказанное.
Станислав Теофилович Шацкий, осуществляя пост-фактум научное концептуальное обоснование своего многолетнего практического опыта эффективной организации культурно-развивающей среды во внешкольной работе с городскими и сельскими школьниками в статье под названием «Толстой – педагог» сделал блестящий критический художественно-эвристический анализ результатов работы Яснополянской школы Льва Николаевича Толстого. Подводя итог выполненному анализу С.Т. Шацкий формулирует следующую исключительно простую формулу успешного личностно-профессионального бытия Л.Н. Толстого как художественно одарённого педагога-практика: «Свою писательскую манеру Толстой переносит и на педагогическую работу» [4, с.344]. В этой фразе мы усматриваем глубочайший, мало пока осмысленный в гуманитарных науках, да и в трансдисциплинарной педагогической абилитологии тоже, художественно-эвристический смысл. Видимо в силу подмеченной С.Т. Шацким закономерности Алексей Иванович Бороздин, также будучи разносторонне художественно образованным человеком, с максимальной методической полнотой в универсальном жизнетворчеством ключе воплотил в отведённый ему судьбою срок профессионального бытия свою индивидуальную манеру жизнетворчества, либо, другими, более точными словами, воплотил в жизнь свой индивидуальный творческий метод.
Литература
- К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. I. Вопросы воспитания. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 638 с.
- Лисиченко О.В., Добролюбская О.В., Боровиков Л.И. Разработка экспериментального элективного курса для педагогов дополнительного образования «Введение в психогенетику» // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. –Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019, с. 207 – 209.
- Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.
- Настольная книга педагога-абилитолога / Под науч. ред. Л.И. Боровикова. – Новосибирск: ГАУК НСО НГОНБ, 2021. – 238 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. Т. 2 / Под ред. Н.П. Кузина, М.П. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1980. – 416 с.
- Боровиков Л.И. Интеграция современного нейробиологического знания в состав креативной абилитационной педагогической модели. // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Информационно-методический журнал. - 2021. - № 4. – С. 13-14.