30-летие авторской педагогической модели А.И. Бороздина

Первые семь лет «Школа Бороздина» (как тогда называли, да и до сих пор называют этот центр) существовала на общественных волонтерских началах, официальной же организацией Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение «Городской Центр А. И. Бороздина» стало 21 января 1998 года, благодаря поддержке губернатора Новосибирской области В. А. Толоконского, в то время занимавшего пост мэра Новосибирска, который обеспечил, тем самым, серьезную поддержку на всех уровнях апробации уникальной авторской методики абилитации детей-инвалидов.
Сегодня в «Центре А. И. Бороздина» работает более двадцати специалистов. Среди них и те, с кем Алексей Иванович когда-то начинал, и молодое пополнение, которое влилось всего несколько лет назад. В Центр берут детей только с тяжелым поражением нервной системы, от которых отказывается официальная медицина: различные невротические состояния на фоне детского церебрального паралича, психопатии, аутизм (неспособность эмоционального контакта с окружающим миром), синдром Дауна, эписиндром и другие диагнозы.
Под опекой Центра сегодня находится пятьдесят детей. Занятия проходят два раза в неделю у трех преподавателей по 30 минут: музыка, рисование и общее развитие. Для ребенка это большая нагрузка, требующая значительной концентрации сил. Ему необходимо время на осмысление и «переваривание» полученных впечатлений и информации. Время пребывания детей в Центре не ограничивается. Все зависит от диагноза: оно может длиться и полтора года, и пять лет. «И этот фактор времени – одно из наших попаданий в десятку», – всегда говорил А.И. Бороздин.
С 1998 года полное или частичное обучение в Центре А. И. Бороздина прошли более 200 детей от трех до десяти лет. Большой процент воспитанников Центра, выйдя из него, поступили в коррекционные, общеобразовательные школы и обычные детские сады. Практически у всех детей наблюдалось явное улучшение динамики.
Наиболее продуктивный возраст начала работы с этими детьми – с двух-трех лет. Но в Школе Бороздина берутся работать и с детьми постарше. Для более подготовленных детей, помимо индивидуальных занятий, предусмотрен второй уровень образования: подготовка их к школе. Те же движения, музыка, искусство здесь дополнены элементами развития речи, математики. Да и на встречу с преподавателем теперь уже идут одновременно два или три ребенка. Таким образом, педагоги пытаются решать процесс социализации, то есть вовлечение детей в мини-коллектив. Ну а веселые праздники с хороводами, песнями, стихами стали здесь уже хорошей традицией и одним из важнейших завоеваний коллектива.
Большое значение педагоги Центра придают работе с родителями, стремятся найти в них помощников и союзников. «Развивая детей, – отмечал А. И. Бороздин, – мы врачуем души их родителей… Иным мамам, чаще из неполных семей, самим требуется психологическая помощь. Приводит к нам ребенка, а у самой лицо цвета солдатской шинели и возраст сразу не определишь. Проходит время, меняется ребенок, другой становится и мама. Оказывается, что она еще очень молода и умеет улыбаться».
В ноябре 2003 года на базе городского «Детского оздоровительно-образовательного центра А.И. Бороздина» был создан наш «Областной методический центр абилитационной педагогики» под руководством Алексея Ивановича Бороздина, основная задача которого заключалась в распространении накопленного уникального опыта абилитационной педагогической практики. Необходимость его создания была обусловлена объемом и качеством данного накопленного оригинального опыта работы наших замечательных педагогов-практиков с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими самые тяжелые формы психического и психофизического развития, а также запросом на его трансляцию в т.ч. в районы Новосибирской области.
Совместная работа школы с нашим методическим центром способствует более эффективному и адресному распространению практического опыта абилитационной педагогики. Сегодня у Центра есть единомышленники по всей стране: в Красноярске, Москве, Кемерово, Пензе, Перми, Миассе и других городах. Они с удовольствием перенимают основные методы работы педагогов по обучению и социализации своих воспитанников.
А. И. Бороздину и его коллегам удалось совершить настоящий прорыв в коррекционной педагогике. Как отмечают ученые Российской академии образования, ему удалось снять синдром страха перед тяжелым заболеванием ребенка у российских специалистов-практиков.
В рассказе об А.И. Бороздине, его Школе и нашем центре мы не ставим точку. Всё только начинается. Разносторонний, яркий, ко всему неравнодушный человек, он всего себя отдавал людям. Сам Алексей Иванович часто признавался: «Я один из счастливейших людей, все в моей жизни складывалось удачно. Мне удалось все, и даже то, что я не планировал. Я посвятил себя детям, а что может быть выше этого призвания?»
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, только увеличивается. Вместе с этим растет и количество вопросов от специалистов всех областей, занимающихся оказанием помощи таким детям и по-настоящему заинтересованных в качественном результате своей работы. Это видно по запросам и по реакции участников семинаров, которые проводят методисты нашего центра в районах Новосибирской области. В центре особо пристального внимания сотрудников Центра сегодня находятся начинающие педагоги и другие молодые специалисты, решившие связать свою профессиональную судьбу с абилитацией.
Так как спектр нашего взаимодействия – постановка и решение наиболее актуальных задач адаптации, развития, социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ (в том числе и детей с самыми тяжелыми формами нарушений психического и психофизического развития), наши методисты в своей работе на первый план своих педагогических исследований всегда ставят в первую очередь ребёнка – во всей его индивидуальности, многоплановости и бесконечности потенциальных возможностей.
И даже после ухода нашего бессменного директора и учителя, Алексея Ивановича Бороздина, коллектив ОМЦАП всегда открыт для творческого партнерского взаимодействия со всеми заинтересованными специалистами и организациями. Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы дело Алексея Ивановича продолжалось, чтобы не переставали жить его идеи, его опыт и его богатое духовное наследие.
Коллектив ОМЦАП
1 декабря 2021 года